пятница, 24 февраля 2023 г.

Ответы на вопросы для «Круглого стола» Альманаха «Связь времен»

 

Вопросы для «Круглого стола»:

1.
      На гуманитариев поставлена ставка в
истории. Принимаете ли вы такую точку
зрения?
2.
      Понятия «привязанность к одной
географической точке» и «жить в открытом
мире» – взаимоисключают друг друга?
3.
      Что несёт современному миру европейская
образованность?
4.
      Почему у лозунга «Полное отрицание всего
русского» нет перспектив?
5.      Какое ключевое слово современного
литературного мира?


Ответы на вопросы «Круглого стола» Альманаха «Связь времен»

 Я пишу эти заметки 24 февраля 2023 г., в трагическую годовщину для двух народов — украинского и русского— украинского, разумеется, потому, что в течение года российской военщиной планомерно уничтожался некогда братский славянский народ, что подпадает под основное определение «геноцида». В то же время усилия авторитарного деспотического российского государства направлены были на планомерное оболвание собственного народа и отъединения его от Европы и мирового сообщества, от носителей не только демократии и главенства закона, но и европейской культуры и цивилизации.

Все основополагающие идеи философии, истории, социологии, литературы быбъвернуты наизнанку, превратились в собственную абсурдную противоположность. В свое Т. С. Элиот писал: «История может быть рабством, история может быть и свободой» и «Народ без истории не спасется от времени, ибо/ История есть воплощение вечных мгновений» («Литтл Гиддинг», из «Четырех квартетов»).

 

 Ответственны ли гуманитарии в том, что произошло?

Можем ли мы сказать, что такие истинные гуманитарии, как Ольга Седакова, Лев Рубинштейн, Людмила Улицкая ответственны за то, что произошло?!!

 

Гуманитарии ответственны поскольку, поскольку они выдвигают идеи, однако будет преувеличением сказать, что на них поставлена ставка в истории. В частности, даже сейчас в России функционирует сайт «Либеральная миссия», где в специальном разделе «Время повседневности и время событий» видные гуманитарии делятся своими мыслями о том, что происходит в Российской федерации сейчас: https://liberal.ru/povestka/vremya-povsednevnosti-i-vremya-sobytij-ekaterina-molostvova

 

Кроме того, на том же сайте существует лекторий, в котором также принимают участие гуманитарии (историки, философы, политологи, филологи), как российские, так и зарубежные, однако они, как всегда, в меньшинстве. Когда низы (то есть широкие массы) не смогут и не захотят жить по-старому, а верхи не смогут управлять, по старой известной формуле, тогда что-то начнется двигаться. Так что в целом я такую точку зрения не принимаю.

 

Российское общество индоктринированно, и государство сверху донизу опять пронизано КГБ-ФСБ, как недавно говорил Юрий Фельштинский.

 

Понятия «привязанность к одной
географической точке» и «жить в открытом
мире» – взаимоисключают ли друг друга?

2. С точки зрения российских патриотов исключают — и не только теперь — так всегда было, во время первой и второй, и третьей волны эмиграции. Тогда те, кто оказались в эмиграции, хотя и считали, что они жили «не в изгнании, а в послании», все же оказались за железным занавесом, а наиболее активные из них устранялись НКВД-КГБ-ФСБ.

С точки зрения нынешнего российского общества (не интеллигенции, а широких масс, продолжающих поддерживать агрессию, войну, и геноцид некогда «братского» народа, «те, кто сейчас поют не с нами, те против нас», как писал когда-то Маяковский о великом русском певце Федоре Шаляпине, 150 лет со дня рождения которого в лишний раз подтвердило неправоту гениального поэта, как раз лишенного европейской образованности, хотя и воспевавшего Бруклинский мост и красоты Франции.

 

В Украине — вполне объяснимая крайность — они готовы изучать европейскую и американскую литературу в переводе на украинский, но не русскую «имперскую» культуру, хотя современных авторов, пишущих на русском, противников войны и агрессии, как живущих в Украине, так и вне ее, продолжают издавать.

 

Что несёт современному миру европейская
образованность?

3. Про европейскую образованность — у Элиота в статье «Единство европейской культуры» (на основе беседы), когда он выступал перед немцами  в 1946, говоря о том, что ни одна нация не может развиваться изолированно и  конце концов деградирует. «Для здоровья европейской культуры требуются два условия: во-первых, культура каждой страны должна быть уникальной, а во-вторых, различные культуры должны признавать свою взаимосвязанность, дабы каждая подвергалась воздействию других. И это вполне реально, ибо в европейской культуре наличествует общий элемент— взаимопроникающая история развития мысли, мироощущения и нравов, а также взаимообогащаемая история отношений, взаимообмен искусств и идей».

 

О новом средневековье писали и Бердяев и другие мыслители 1 русской эмиграции. И не забудем про философические письма Чаадаева: «Эта дивная связь человеческих идей на протяжении веков, эта история человеческого духа, —вознесшие его до той высоты, на которой он стоит теперь во всем остальном мире, — не оказали на нас никакого влияния. То, что в других странах уже давно составляет самую основу общежития, для нас — только теория и умозрение… Самые условия, составляющие в других странах необходимую рамку жизни, в которой так естественно размещаются все события дня и без чего так же невозможно здоровое нравственное существование, как здоровая физическая жизнь без свежего воздуха, — у вас их нет и в помине». И далее: «Народы — в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы. Но мы, можно сказать, некоторым образом — народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?»

 

 Так что изоляционизм и шовинизм российских властей и болезненная, но понятная реакция украинских — могут привести к обеднению и русской, и украинской культуры.

 

4. Так же, как во время и после Второй мировой войны нельзя было перекладывать на немецкую литературу, философию и музыку ответственность за зверства нацистов, точно так же и теперь, отрицать даже таких противоречивых «имперских» авторов, как Державин, Пушкин, Тютчев, Достоевский, не говоря уже о таких писателях и поэтах, как Андрей Платонов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Иван Бунин, Владимир Набоков, Ходасевич, даже Мережковский и Гиппиус, — и современных от Абрама Терца-Синявского, Фридриха Горенштейна и Венедикта Ерофеева до Людмилы Улицкой, Смирнова, Пелевина — сбросим ли их с корабля современности?

 

5 Прогресса в искусстве нет, но есть обновление, поэтому девиз как всегда: «Обновляй», как писал Паунд: “Make it New.”

Комментариев нет:

Отправить комментарий