четверг, 15 октября 2009 г.

Каммингс

э. э. каммингс (1894-1962)

Из «Тюльпаны и дымоходы»

О милая естественная
земля как часто
старческие
пальцы
порочных философов щипали
и тыкали
тебя
, извращенный палец
науки
мял
твою
красоту . как
часто религии сжимали
тебя тощими коленями
тискали тебя дабы ты зачала
богов
(но
верная
несравненному
ложу смерти твоего
ритмичного
возлюбленного
ты отвечала
им только
весной)


Из цикла «Сонеты реальностей»

«китти». шестнадцать. 5'1", белая, проститутка,
вечно путает можно и должно, скользкая тушка,
поднатаскавшаяся в быстрых ласках, подружка
Смерти. мила. сигнальный запах чутко

твой чуют неизбранные, простушка,
походки медлительной мелкая стать,
совсем ещё детская грудка,

банально-бездонный взгляд может пленять
смышлёных гаеров, милая зверушка,
способных развлечь минут на пять,

— даме виски, пиво просто чушь —

Китти. шестнадцатилетняя блядь,
Дважды по восемь тебе, шлюшка,
Любой улыбкой сеешь рознь средь душ.

Из книги & [И] (1925)

Париж;этот апрельский закат совершенно внятен
он молчаливо ясно молвит собор
над вершиной которого склонился величественный лик
улицы от дождя молодеют,
спиральные акры раздувшихся розовых полос
свились внутри милей кобальтово-синих небес
за ними осторожно следует
лиловость
сумрачности(которая грациозно спускаясь,
изящно несёт в глазах опасные первые звёзды)
люди идут любят спешат в мягко
приближающемся мраке и
смотри!(новая луна
вдруг насыпала серебро
в эти рваные карманы убогого нищего цвета) пока
то здесь то там гибкая проститутка
Ночь, вяло
переругивается с домами

(1923; CP 183)

э. э. каммингс

Из книги «Стихотворения» (1925)

Человечество я люблю тебя
потому что ты скорее будешь чистить ботинки
успеха чем задашься вопросом чья душа
свисает с его цепочки от часов, что привело бы
всех в замешательство и потому как
ты столь ничтожесумняшеся аплодировало
всем песням со словами страна дом и
мама когда их пели в старые добрые
Человечество я люблю тебя потому что
когда прижмет ты заложишь в заклад
мозги чтоб поддать а когда
обуяет гордыня обойдешь
ломбард стороной и за то
что ты постоянно
делаешь глупости
осбобенно в собственном доме
Человечество я люблю тебя потому что
ты постоянно прячешь тайну
жизни в штаны
и забывая о том садишься
на неё
и за то что ты всегда
сочиняешь стихи на коленях
смерти Человечество
я ненавижу тебя

э. э. каммингс

Из книги «равняется 5» (1926)

никто не проигрывает все время

у меня был дядя по имени
Сол прирождённый неудачник и почти
все говорили что ему надо идти
в водевиль наверно потому что дядя Сол
пел на рождество «Он был ныряльщик” МакКана как сам чёрт не споёт
что может стало или не стало причиной того что мой дядя
Сол позволил себе быть может самую
непростительную выражаясь
высокопаряще
роскошь то бишь
фермерство и добавлять
излишне
что ферму дяди Сола
постигла неудача потому что куры
съели растительность тогда
дядя Сол завёл
кур пока
скунсы не съели кур и
дядя Сол стал
разводить скунсов но
все скунсы простудились и
сдохли и тогда
мой дядя Сол начал тонко
подражать скунсам
или вообще утонул в бочке с водой
но кто-то подарил дяде Солу
пластинки и радиолу Виктролу
пока он был жив по благоприятному случаю его смерти
восхительные не говоря уж великолепнущие похороны
с высокими парнями в чёрных перчатках с цветами и всем и
я помню мы лили слёзы как Миссури
когда гроб дяди Сола накренился
потому что кто-то нажал на кнопку
(и вниз поехал
мой дядя
Сол
и завёл ферму по разведенью червей)

э. э. каммингс

мистер вас зачем так много чувства
вы влагаете в вопросы искусства

у каждого свой вкус но
я скажу как я понимаю

дайте мне солидную мужскую идею
и я вам предложу что имею

красивая девушка если нагая
мильонов статуй стоит такая

э. э. каммингс
она Модель

новейшая следовательно
был немного скован я
заботился о ней (тщательно
смазал все узлы

проверил как её радиатор реагирует когда
жму на газ проверил чтобы все трубочки были В

Порядке) я сразу взялся за дело залил карбюратор завёл
её рукоятью сбосил
муфту (а потом как-то дал задний ход она
взбрыкнула вот
чёрт) тотчас
я перешёл на нейтралку попробовал и

снова мед-ленно; е,два слег. ка (мой
рычаг Прямо-
ох, а её сцепления были
в отличной форме перешёл
с медленной на предпоследнюю как
молния в смазке) как только мы свернули на проспект
Блаженства я взялся за акселератор и дал

ей жару,хорошо (это
была первая ездка и я был рад
что она так прекрасно действовала до
последнего мига развернувшись у Публичного
Сада я надавил на
педали

внутрерастяжки
&
внешнесжима
Одновременно и

довел всю её соД
-рогающуюся
до: полной

точ-
;Ки)


человек павший среди воров
навзничь лежал на обочине
на нём третьесортных идей покров
и глум вместо шляпы скособоченной

судьба ему в этот на диво
более-менее свободный вечер
в обмен на сознанье глумливо
ухмылку даровала навечно

а дюжина стойких и верных очень
поодаль паслись а после рванули
в свехргражданском рвенье охочи
до новых пастбищ иль потому ли

что в замёрзшем ручье его глаз
блевотины розовейшей застыл поток
никем не замеченный в этот час
а он и не собирался вставать иль не мог

зажат в одной из безжизненных рук
грязи ком, на жилетке другая застыла
пока навек онемевший гульфик брюк
исповедовался пуговице уныло

шатаясь я взял его на руки и понёс
соскоблив мерзости застывшей нарост
и в ужасе рванул и понёсся сквозь
миллион миллиард триллион звёзд


“после бога конечно америка я
люблю тебя пилигримов земля и тд о смотри
при первом свете зари
как века проходят страна моя
и не боле тревожиться нам с тобой
на любом языке даже глухонемой
твое славное имя сыны твои
возглашают ура сукой буду блин
что трепаться о красоте нет прекрас
нее тех счастливцев павших героев
что бросались как львы в ярую бойню
не помедлив подумать полегли тотчас
что ж замолкнет ли ныне свободы глас?»

Он сказал. И залпом выпил воды графин.

моя милая старая и так далее
тётя люся во время недавней войны

могла и более того
впрямь вещала, что
все воюют

так
моя сестра

изабелла связала сотни

сотни) носок, не говоря
уж о рубашках блохонепроницаемых ухогрейках

и прочих назапястниках и т.д. моя
мама надеялась что я

погибну и прочь
геройски конечно мой папа
до хрипоты разглагольствовал что
было бы честью если б он мог
в то время как сам

я и т.д. тихо лежал
в непролазной грязи и

так далее
(мечтая
и
так далее о
Твоей улыбке
глазах коленях и о Прочей твоей и Так Далее)



э. э. каммингс

Из книги W [ViVa] «Да здравствует» (1931)

если рай существует мама моя (одна) будет в одной из кущ.
Не ландышей и ромашек рай
не хрупкий рай незабудок но
райских роз чернокрасных куст
отец мой прорастёт (как роза глубок
и словно роза высок)
стоя близ моей
(качаясь немо
над ней)
с глазами-лепестками не видя
ничего с лицом поэта которое въяве
не рукастое лицо
а цветок
шепча
Се любимая моя
(и в солнечном свете он
вдруг отвесит поклон
и склонится в поклоне сад)


э. э. каммингс

Из книги «спасибо не надо» (1935)

он ей я хочу
(она ему закричу
он ей только раз)
она ему какой экстаз

(он ей притронусь только
она ему а за сколько
он ей довольно много
она ему тогда потрогай

(он ей пойдем-ка что ли
она ему далеко ли
он ей что есть даль
она ему твоя печаль

он ей я побуду
(она ему что за причуда
(он ей обниму я
она ему поцелуя

он ей вскипает кровь
она ему а где любовь)
он ей пронзает дрожь
она ему ты убьешь

он ей жизнь чудна
она ему а жена
он ей вот такой
она ему ой-ой-ой

он ей на изготовку
она ему без остановки
он ей как же можно
она ему осторожно

он ей ты готова?
она ему ах можно снова
он ей ангел мой!
(она ему теперь ты Мой)

э. э. каммингс

IN)
всех тех у кого рот
спортсменов прыгунов
в& из кучи боевой кипучей
(MEMORIAM


э. э. каммингс

туварищи мрут по приказу
туварищи мрут до того как зараза
иль старость их сгубит
(туварищ не боится смерти
туварищ не верит поверьте
в жизнь) и смерть знает отчего
(всех туварищей преданных отчизне
распознаешь по запашку альтруизма
московских трубок туварищи пляшут)
туварищи жизни радостно машут
з. фрейд знает отчего они полны
надежды наделать в штаны
каждый туварищ припас
неприкрытой ненависти запас
(на паровозе куда-то мчатся
зачем не знает боже)
и я тоже
(потому как любить они боятся

э. э. каммингс

Из книги «Стихотворения» (1940)

сказал джеку джо

отстань от неё
она не твоя

джеку ответил джо
это прикончит её
и парень упал

о боже алиса орёт
кто стрелял
схватил за горло меня

врежь хорошенько
бутылкой она
живо вдруг кто зайдёт
все пропадет черт

и стулья столы и то всё
сука шепчет джилл
тряпкой давай

милый ш не сейчас
сколько кровищи исус

крошка сказал я

***

как свобода есть завтрак бистровкий
или правда уживается с добром и злом
или мух делают из слонов а кротовьи норы из гор
— так давно и с давних пор
придётся ль платить за жильё в иллюзии
и талантливый сброд ублажать будет гений
и вода огню даст вдохновенье

как из озлобости растёт лоза
а надежде лучше пляшется на лысых волосах
и каждый палец большой везде
а всякая отвага это страх
— так давно и с давних пор
будет ли нечистый думать о чистоте
от укусов детей вопить будут осы

или как слепые указуют путь
а весну не приветствует певчий дрозд
не докажет что мир их объёмен плоский люд
звонарей не хватит кондрашка от звона
и общины редки бремена легки
— так давно и с давних пор
но завтра не поздно будет ещё

слова черви но голос отрада
кто снисходит взойдёт наверх
грудь будет грудью и бедром бедро
делам не мечтать что посильно мечтам
— время есть древо (а жизнь листок)
но любовь это небо и я тобой
так давно и с давних пор

э. э. каммингс

некто жил в уютном городке
(колокола плывя долбили налегке)
весной летом осенью зимой
пел что не сумел и успех сплясал свой

Женщины и мужчины (и мелковаты и маловаты)
друг друга заботой отнюдь окружали
сеяли шиш и то ж пожинали
под солнцем дождём звездой и луной

дети догадались (да и то единицы
и забыли когда опушились их лица
летом осенью зимой весной)
полюбила некого больше самой

и в ту пору под зелёной листвой
смеялась его счастью оплакивала горе
птицей на снегу застыв на бегу
для неё был всем некто любой

некто выходили замуж за всех
пускались в пляс и выплакивали смех
(спали просыпались надеялись мечтали)
свои увы сказали и мечту проспали

звёзды дождь солнце луна
(и только снег объяснил бы сполна
как дети забудут всё что вспомнят
где так плывут долбя колокола)

однажды некто помре полагаю
(и никто склонится в поцелуе над ним)
деловитый люд схоронил их бок о бок
мало-помалу былое с былым

всех за всеми глубину в глубине
пребудут они мечтая во сне
никто и некто в апрельской земле
духом воскресли б коль вняли б их если.

Женщины и мужчины (и динь и дон)
летом осенью зимой весной
пожали плоды и ушли в сон
под дождём солнцем звёздами луной


э. э. каммингс

любовь единственный всебог

кто землю радостной изрёк
что даже грустночеловечек
смог раскопать великий миг

любви начало есть возврат
морей чей хор гремит со дна

где страждет добела волна
от берега в свой дом морской
вернуться снова молодой

любовью милостивой так
нашептана краса небес
что и ярчайшая звезда

не затмевает свет очес

* * *

любовь погуще чем сполна
забыть тоньшей чем вспоминать
пореже чем волна влажна
почаще чем пропасть

она безумней и лунней
не быть гораздо меньше ей
чем океан, что лишь полней
и глубже всех морей

любовь победы невсегдей
не больше чем с конца начать
чем выжить никогдей
меньшее чем прощать

в ней солнцеумовы просторы
в ней больше смерти без
чем свод небесный весь который
лишь выше всех небес



э. э. каммингс

ненависть выдувает пузырь безысходности
в огромность мира систему вселенной и бух
—страх погребает завтра под скорбностью
и выходит вчера зелёный юный дух

радость и боль лишь поверхности (видна
(одна,а другая от взгляда скрыта)
не самоценна для жизни из них ни одна
от любви увесистей разменная монета

вот человек несёт к мадам смерти тушу
что никогдаст ему та без зимовесны сейчас?
она волчком в пальцах завертит эту душу
и (когда он не споёт) ничего не даст

насколько больше чем хватает нам с тобой
милая. А если я пою ты голос мой,

э. э. каммингс

Из книги «Единожды один» (1944)


торговец то откуда вонь Прошу

прощенья президент ли как бишь
иль жамильтон фамилиё миздер не
важно тыкать мильён таких
же мудаков иль пару их
без разницы в испотнем иль в саване

все несущественно одно

дерьмо воняет все равно

себя ли ублажает иль других
без разницы что продаёт оно
презервативы ненависть образованье или
змеиный яд иль пыле
сосы насилие клубничку демок
ра (caveat emptor)тию волосяной покров
Подумай права сверхчеловеческие знавали мы и Прежде
* * *
политик — зад на коем всяк
елозил, но не человек


платон говорил
ему — он не поверил
этому (исус
говорил ему; он
не поверил
в это) лао
цзы
конечно говорил
ему,и генерал
(да
мэм)
шерман
и даже
(хотите
верьте
иль нет)вы
говорили — я говорил
ему; мы говорили
(он не поверил,нет
сэр) понадобилась
японизированная часть
старой надземки метро
над шестой
авеню;втемяшить в его башку:
чтоб дошло.

э. э. каммингс

сего суетящегося монстра,челувечество, жалеть

не надо.Прогресс — удобная болезнь:
твоя жертва (благополучно миновав и жизнь и смерть)
играет с величьем своего ничтожества
электроны сотворили кумира
превратив бритвочку в гору;линзы выпучили

нежеланье сквозь гдекогда пока нежеланье
не сфокусируется вновь на себе.
Мир сотворённый
не то что мир рождённый—жалей бедную плоть

и деревья,бедные звезды и камни, но никогда
сей совершенный образчик сверхчудесного
ультравсемогущества. Нам врачам известна
сия безнадежная болезнь если не— слушай: там бездна
чертовски совершенной вселенной;пошли

э. э. Каммингс

нет человека, если люди боги;но коль богам
стать суждено людьми, подчас лишь человек
(обычно сострадает отзываясь на любую боль;
но и, что реже, радость его выше радости любой)

есть бес, коль бесы правду говорят; коль ангелы горят

в своём великодушнейшем огне,
он ангел; или (отринет все миры,но не
предаст своей безмернейшей судьбы)
трус,предатель,клоун,зверь,мечтатель,идиот—

таков поэт, таким он был и будет — тот

кто разгадает бездны ужаса дабы
архитектуру солнечных лучей спасти
и дебри вечные отчаяния ваять
чтобы биенье пульса гор держать в персти

* * *

когда решил создать всё то
что стало сделал вдох
побольше циркашапито
в начале господь бог
решив разрушить сам себя
стал человек спрягать лишь был
и почему в углу найдя
о потому разбил


* * *

и в град и в снег
сэм свершил
все что смог
и в яму лёг

:сэм был мужик

крепок как мост
груб как медведь
франт как горностай
и ты помечтай

всюду бывал
как те короли
о ком ты читал
и над ним козодой

плачет за упокой;

с сердцем огромным
мир не вместит
с местом для дьявола
и ангелов его

да, сэр, угу

куда уж лучше
а может хуже
куда уж клёвей
а может клевер

(не знает никто)

сэм был мужик
зубы скалил
делал дело

закопали

спи спокойно


* * *
в пору нарциссов(им не ново
то,что расти есть цель живого)
зачем забыв,как вспомни снова


в пору пророчества сирени,
что помечтать – цель пробужденья,
запомни явь (забыв забвенье)

во время роз,что изумляя
сейчас и здесь нас видом рая,
забудь о если,да не забывая

во время всех чудес,что разом
в бессилье повергают разум
(забыв найти) ищи не глазом

в грядущей тайне бытия,
когда освободит нас время от себя,
не забывай меня, забыв меня

э. э. каммингс
Из книги «Ксаипа»

когда торгуются за право ползать змеи
и солнце хлеб свой добывает в поте,
шипы на розу смотрят всё косее,
а радуги о пенсиях в заботе

и дрозд, когда взойдет в ночи луна
петь может только с одобренья сов,
и ставит подпись каждая волна
иль океан закроют на засов

дуб у березы просит разрешенье
на желудь, долы обвиняют кряжи
что вознеслись те в гордом самомненье
март вчинит иск апрелю в саботаже —

что неживотночеловек венец
творенья,мы поверим наконец


* * *
если наирадостнейший ангелослонёнок воссядет
(хоботопальцем держа над головой красную свечку
споёт в красную книжицу глядя)

высокой белой ночкой на гордой тучной тучке

сердцеушки опахалами прелестно обовьют
милохвостик (красный рождественский лук-лучик)
— коль встретимся вновь, малыш (на кручи
вознесёшься ль выше на тучной туче)

пигвинодушой пылая о радости споёшь

ты солнцепесню не словами –им доверья не вернёшь
внизу на полпути к земле (гадаю) порхая
крохотноптички резвоверещат давая

тебе чудесноимя, почую (правда или ложь
всего лишь поймешь) что одна любовь и пребудет лишь


* * *
о в финляндию б сейчас
когда россия здесь)

на низких качелях
милая па

дд
а ль

(передай тюрю свободы
иль дяде шейлоку нет интересу


э. э. каммингс

не время назад
иначе целую жизнь
блуждая во тьме
я встретил христа
исуса) и сердце
мое в пятки ушло
и там застыло
пока он шел мимо (так
близко как я к вам стою
да ближе ещё
не из чего не создан
кроме как из одиночества

перевел Ян Пробштейн

Комментариев нет:

Отправить комментарий